Концепция проекта.

STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни. Именно «Steam-технология»позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков. Она основана на использовании междисциплинарного и прикладного подхода, а также на слиянии всех пяти направлений в единую схему развития.STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics (математика).

         Современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. Создание в детском саду  условий для  STEAM-лаборатории, LEGO-центров, изменит формат образования детей. Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям. Поэтому вектор развития дошкольного образования совпадает с потенциалом STEАM- технологией.

         Преимущества «STEАM- технологии».

- Развивают любознательность.

- Помогают выработать инженерные навыки.

- Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.

- Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.

- Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.

STEM-технология– модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования:

- развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.

1. Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»:

- экспериментирование с предметами окружающего мира;

-освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

- освоение пространственных отношений;

- конструирование в различных ракурсах и проекциях.

2. «LEGO - конструирование»

- способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщение, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

- свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

- умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

3. Образовательный модуль «Математическое развитие»

- комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

4. Образовательный модуль «Робототехника»

- развитие логики и алгоритмического мышления;

- формирование основ программирования;

- развитие способностей к планированию, моделированию;

- обработка информации;

 - развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей.

5. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

- формирование представлений об окружающем мире в опытно экспериментальной деятельности;

- осознание единства всего живого в процессе наглядно чувственного восприятия;

- формирование экологического сознания.

 Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования

Проект также является решением одной из требовании  ГОСО дошкольного воспитания и обучения:

- Развитие позновательных и интеллектуальных навыков предпологает о владение воспитанниками элементарными навыками позновательной и исследовательской деятельности , необходимыми для взаймодействия с окружающим миром

- создание благоприятных условий для развития  детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Проект соответствует задаче «Модель развития дошкольного воспитания и образования РК»:

- развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.

Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДО новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.

В результате реализации инновационного проекта в ДО появится возможность создания  вариативной среды для развития технологической компетентности дошкольников в области робототехники, математики, естественных наук, инженерной графики, исследовательской и проектной деятельности.

Проект поможет на основании положительного опыта внедрения STEAM - образования в воспитательно -  образовательный процесс с детьми дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми раннего возраста.

  1. Цель проекта:

создание модели мотивирующей образовательной среды с использованием STEAM - технологий для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства.

Задачи проекта:

- анализ существующих моделей мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей на всех этапах дошкольного детства;

- развитие материально-технической базы дошкольной организации, разработка программно - методического сопровождения по использованию STEAM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста;

- адаптация детей дошкольного возраста к современной образовательной среде, в которой осуществляется  интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов;

- создание условий для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;

- обеспечение формирования компетенций и стимулирование педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием STEAM - технологий.

  1. Критерии результативности проекта:

-    повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в образовательной деятельности с детьми  ГККП «Ясли - сад №68 «Балбұлақ»;

-степень удовлетворенности педагогов организацией методического сопровождения;

- повышение уровня познавательных процессов у детей;

 

I этап – Подготовительный

Сроки: сентябрь 2022 г. – июнь 2023 г.

Задача: Создать условия для реализации проекта.

 

Основное содержание

Сроки

Ответственные

Результат

1

Создание банка нормативно-правовой документации, регламентирующей и стимулирующей внедрение проекта.

сентябрь 2022

Заведующий творческая группа

Создана нормативно-правовая база, включающая документы 

2

Анализ

планирования

образовательной

деятельности с учетом компонента

STEAM -технологий

Октябрь 2022

Творческая группа

Скорректирована деятельность участников проекта, намечены ответственные за выполнение мероприятий проекта.

3

Проведение мониторинга педагогов с целью выявления готовности участия в проекте

Проведение анкетирования среди родителей (законных представителей) с целью участия в проекте

Октябрь - ноябрь 2022

Творческая группа

Анализ анкет

4

Мониторинг актуальной социальной среды.

 

 

Разработка критериев и показателей эффективности проекта

Декабрь-2022

 

 

 

Январь-

февраль 2023

Творческая группа

Описание актуальной среды, особенностей взаимодействия детей и взрослых в семье

 

Разработаны критерии и показатели эффективности проекта

5

Разработка комплекса мероприятий по реализации проекта

Февраль 2021 г. – май 2021

Творческая группа

Разработан комплекс мероприятий  по реализации проекта

6

Круглый стол «STEM – технология  в детском саду»

Март- апрель

2021

Творческая группа

 

 

II этап -  Внедренческий

План мероприятий с сентября 2023 г. по май 2024 года в рамках проекта

 

Основное содержание

Сроки

Ответственные

Результат

1

Разработка образовательной модели STEAM

Весь период

Творческая группа

Создание базы программных продуктов, видео и аудио материалов, библиотеки методических пособий.

2

Организация

практической работы

по направлениям

деятельности.

 

Организация цикла методических мероприятий для педагогов: семинаров, мастер-классов, круглых столов  по теме проекта.

 

Весь период

 

 

 

Ноябрь-декабрь 2022

Творческая группа

Создание базы

программных

продуктов, видео и

аудио материалов.

3

Разработка программ STEAM-технологий

 

1. Дидактическая система Ф. Фребеля;

 

2. Экспериментирование с живой и неживой природой;

 

3. LEGO-конструирование;

 

4. Математическое развитие;

 

5. Робототехника;

 

Весь период

Творческая группа

Создание базы

программных

продуктов, видео и

аудио материалов

4

- Экспериментировать с предметами окружающего мира.

- Освоить математической действительности через сенсорное

восприятие путем действий с геометрическими телами и фигурами.

- Знакомить с геометрическими фигурами и телами.

- Освоить пространственное и временное ориентирование.

- Освоить цифры как символов (знаков) числа.

- Формировать представления о количестве и освоение количественных

отношений.

- Освоить счетной и вычислительной деятельности.

Весь период

Творческая группа

 

 

 

 

 

 

 

Творческая группа

Создание базы

программных

продуктов, видео и

аудио материалов.

5

Образовательная модель «Хочу всё знать» -

- Формировать представления об окружающем мире в опытно экспериментальной деятельности.

- Помочь осознать единства всего живого в процессе наглядно-чувственного

восприятия.

- Активизировать детские познавательные и исследовательские инициативы.

Образовательная модель «LEGO-конструирование»:

Образовательные задачи:

-Развивать способность к практическому и умственному

экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей,

речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата

собственной деятельности,

- Формировать умение группировать предметы, умение проявлять осведомленность в

разных сферах жизни,

-Развивать умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и

синтез, освоение робототехнического конструирования; экспериментирование с

датчиками (движения, расстояния, температуры и т.д.);

- Раскрыть понятие, что такое «алгоритм».

Весь период

Творческая группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая группа

 

6

Наблюдение процесса исследовательской деятельности ребенка в ДО,

заполнение Карты наблюдения

 

Изучение и анализ продуктов художественно-творческой деятельности ребенка,

внесение информации в Карту наблюдения

 

Организация выставки и конкурсы детских и родительско-детских творческих

продуктов «Новая жизнь старых игрушек», «Мои первые постройки»,

«Удивительное рядом»

 

 

 

 

Мастер-класс «STEM–технология  детском саду»

январь –февраль 2023

Творческая группа

 

 

Мастер-класс «Дидактическая система Ф. Фребеля»

 

Март

2023

Творческая группа

 

7

Мастер-класс

«Экспериментирование с живой и неживой природой»

 

Мастер-класс

«LEGO-конструирование»

 

Мастер-класс

«Математическое развитие»

 

Мастер-класс

«Робототехника»

 

Круглый стол

«Особенности взаимодействия с семьями воспитанников»

Круглый стол

«Особенности организации педагогической диагностики»

апрель

2023

 

 

 

 

 

 

Май

2023

Творческая группа

 

 

III этап - Аналитический

План мероприятий с сентября 2024 г. по май 2025 года в рамках проекта

 

Основное содержание

Сроки

Ответственные

Результат

1

Анализ деятельности рабочей группы «Подведение итогов реализации проекта» за 2022-2023уч.г., разработка плана проекта на 2023-2024уч.г.

Май 2022

Творческая группа

Аналитическая справка о результатах деятельности

2

Обобщение успешного опыта работы

В теч. всего периода.

 

Творческая группа

Создан банк современных научных методических разработок в области построения социальной среды ДО

3

Участие в городской презентационной площадке

Ноябрь 2023

Творческая группа

Презентация опыта работы

4

Анализ деятельности Подведение итогов реализации проекта

Апрель

 

Творческая группа

Аналитическая справка о результатах деятельности

5

Издание сборника методических материалов по итогам

 

Май

Творческая группа

Выпущен сборник