Концепция проекта.
STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни. Именно «Steam-технология»позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков. Она основана на использовании междисциплинарного и прикладного подхода, а также на слиянии всех пяти направлений в единую схему развития.STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics (математика).
Современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. Создание в детском саду условий для STEAM-лаборатории, LEGO-центров, изменит формат образования детей. Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям. Поэтому вектор развития дошкольного образования совпадает с потенциалом STEАM- технологией.
Преимущества «STEАM- технологии».
- Развивают любознательность.
- Помогают выработать инженерные навыки.
- Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.
- Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
- Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.
STEM-технология– модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования:
- развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.
1. Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»:
- экспериментирование с предметами окружающего мира;
-освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;
- освоение пространственных отношений;
- конструирование в различных ракурсах и проекциях.
2. «LEGO - конструирование»
- способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщение, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;
- свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);
- умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.
3. Образовательный модуль «Математическое развитие»
- комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.
4. Образовательный модуль «Робототехника»
- развитие логики и алгоритмического мышления;
- формирование основ программирования;
- развитие способностей к планированию, моделированию;
- обработка информации;
- развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей.
5. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
- формирование представлений об окружающем мире в опытно экспериментальной деятельности;
- осознание единства всего живого в процессе наглядно чувственного восприятия;
- формирование экологического сознания.
Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования
Проект также является решением одной из требовании ГОСО дошкольного воспитания и обучения:
- Развитие позновательных и интеллектуальных навыков предпологает о владение воспитанниками элементарными навыками позновательной и исследовательской деятельности , необходимыми для взаймодействия с окружающим миром
- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Проект соответствует задаче «Модель развития дошкольного воспитания и образования РК»:
- развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.
Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДО новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.
В результате реализации инновационного проекта в ДО появится возможность создания вариативной среды для развития технологической компетентности дошкольников в области робототехники, математики, естественных наук, инженерной графики, исследовательской и проектной деятельности.
Проект поможет на основании положительного опыта внедрения STEAM - образования в воспитательно - образовательный процесс с детьми дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми раннего возраста.
- Цель проекта:
создание модели мотивирующей образовательной среды с использованием STEAM - технологий для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства.
Задачи проекта:
- анализ существующих моделей мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей на всех этапах дошкольного детства;
- развитие материально-технической базы дошкольной организации, разработка программно - методического сопровождения по использованию STEAM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
- адаптация детей дошкольного возраста к современной образовательной среде, в которой осуществляется интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов;
- создание условий для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;
- обеспечение формирования компетенций и стимулирование педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием STEAM - технологий.
- Критерии результативности проекта:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в образовательной деятельности с детьми ГККП «Ясли - сад №68 «Балбұлақ»;
-степень удовлетворенности педагогов организацией методического сопровождения;
- повышение уровня познавательных процессов у детей;
|
I этап – Подготовительный Сроки: сентябрь 2022 г. – июнь 2023 г. Задача: Создать условия для реализации проекта. |
||||||
|
Основное содержание |
Сроки |
Ответственные |
Результат |
|||
1 |
Создание банка нормативно-правовой документации, регламентирующей и стимулирующей внедрение проекта. |
сентябрь 2022 |
Заведующий творческая группа |
Создана нормативно-правовая база, включающая документы |
|||
2 |
Анализ планирования образовательной деятельности с учетом компонента STEAM -технологий |
Октябрь 2022 |
Творческая группа |
Скорректирована деятельность участников проекта, намечены ответственные за выполнение мероприятий проекта. |
|||
3 |
Проведение мониторинга педагогов с целью выявления готовности участия в проекте Проведение анкетирования среди родителей (законных представителей) с целью участия в проекте |
Октябрь - ноябрь 2022 |
Творческая группа |
Анализ анкет |
|||
4 |
Мониторинг актуальной социальной среды.
Разработка критериев и показателей эффективности проекта |
Декабрь-2022
Январь- февраль 2023 |
Творческая группа |
Описание актуальной среды, особенностей взаимодействия детей и взрослых в семье
Разработаны критерии и показатели эффективности проекта |
|||
5 |
Разработка комплекса мероприятий по реализации проекта |
Февраль 2021 г. – май 2021 |
Творческая группа |
Разработан комплекс мероприятий по реализации проекта |
|||
6 |
Круглый стол «STEM – технология в детском саду» |
Март- апрель 2021 |
Творческая группа |
|
|||
|
II этап - Внедренческий План мероприятий с сентября 2023 г. по май 2024 года в рамках проекта |
||||||
|
Основное содержание |
Сроки |
Ответственные |
Результат |
|||
1 |
Разработка образовательной модели STEAM |
Весь период |
Творческая группа |
Создание базы программных продуктов, видео и аудио материалов, библиотеки методических пособий. |
|||
2 |
Организация практической работы по направлениям деятельности.
Организация цикла методических мероприятий для педагогов: семинаров, мастер-классов, круглых столов по теме проекта.
|
Весь период
Ноябрь-декабрь 2022 |
Творческая группа |
Создание базы программных продуктов, видео и аудио материалов. |
|||
3 |
Разработка программ STEAM-технологий
1. Дидактическая система Ф. Фребеля;
2. Экспериментирование с живой и неживой природой;
3. LEGO-конструирование;
4. Математическое развитие;
5. Робототехника;
|
Весь период |
Творческая группа |
Создание базы программных продуктов, видео и аудио материалов |
|||
4 |
- Экспериментировать с предметами окружающего мира. - Освоить математической действительности через сенсорное восприятие путем действий с геометрическими телами и фигурами. - Знакомить с геометрическими фигурами и телами. - Освоить пространственное и временное ориентирование. - Освоить цифры как символов (знаков) числа. - Формировать представления о количестве и освоение количественных отношений. - Освоить счетной и вычислительной деятельности. |
Весь период |
Творческая группа
Творческая группа |
Создание базы программных продуктов, видео и аудио материалов. |
|||
5 |
Образовательная модель «Хочу всё знать» - - Формировать представления об окружающем мире в опытно экспериментальной деятельности. - Помочь осознать единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия. - Активизировать детские познавательные и исследовательские инициативы. Образовательная модель «LEGO-конструирование»: Образовательные задачи: -Развивать способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, - Формировать умение группировать предметы, умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни, -Развивать умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез, освоение робототехнического конструирования; экспериментирование с датчиками (движения, расстояния, температуры и т.д.); - Раскрыть понятие, что такое «алгоритм». |
Весь период |
Творческая группа
Творческая группа |
|
|||
6 |
Наблюдение процесса исследовательской деятельности ребенка в ДО, заполнение Карты наблюдения
Изучение и анализ продуктов художественно-творческой деятельности ребенка, внесение информации в Карту наблюдения
Организация выставки и конкурсы детских и родительско-детских творческих продуктов «Новая жизнь старых игрушек», «Мои первые постройки», «Удивительное рядом» |
|
|
|
|||
|
Мастер-класс «STEM–технология детском саду» |
январь –февраль 2023 |
Творческая группа |
|
|||
|
Мастер-класс «Дидактическая система Ф. Фребеля»
|
Март 2023 |
Творческая группа |
|
|||
7 |
Мастер-класс «Экспериментирование с живой и неживой природой»
Мастер-класс «LEGO-конструирование»
Мастер-класс «Математическое развитие»
Мастер-класс «Робототехника»
Круглый стол «Особенности взаимодействия с семьями воспитанников» Круглый стол «Особенности организации педагогической диагностики» |
апрель 2023
Май 2023 |
Творческая группа |
|
|||
|
III этап - Аналитический План мероприятий с сентября 2024 г. по май 2025 года в рамках проекта |
||||||
|
Основное содержание |
Сроки |
Ответственные |
Результат |
|||
1 |
Анализ деятельности рабочей группы «Подведение итогов реализации проекта» за 2022-2023уч.г., разработка плана проекта на 2023-2024уч.г. |
Май 2022 |
Творческая группа |
Аналитическая справка о результатах деятельности |
|||
2 |
Обобщение успешного опыта работы |
В теч. всего периода.
|
Творческая группа |
Создан банк современных научных методических разработок в области построения социальной среды ДО |
|||
3 |
Участие в городской презентационной площадке |
Ноябрь 2023 |
Творческая группа |
Презентация опыта работы |
|||
4 |
Анализ деятельности Подведение итогов реализации проекта |
Апрель
|
Творческая группа |
Аналитическая справка о результатах деятельности |
|||
5 |
Издание сборника методических материалов по итогам |
Май |
Творческая группа |
Выпущен сборник |
|||