Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание»
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:
> сенсорное развитие;
> развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
> формирование элементарных математических представлений;
> формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Связь с другими образовательными областями
Социализация |
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире |
Здоровье |
Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни |
Труд |
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности |
Художественное творчество |
Использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание», расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства |
Музыка |
Использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание», расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства |
Коммуникация |
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми |
Безопасность |
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности ”собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы |
Чтение художественной литературы |
Использование художественных произведений для формирования целостной картины мира, решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы — формирования целостной картины мира |
Программное обеспечение образовательной области
Перечень программ и технологий |
1. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1989 2. Куликовская Н.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2003 3. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет: Методический материал / Э.Г. Пилюгина. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. 4. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 год; 5. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2009 год; 6. Развивающие занятия с детьми 4-5 ле. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2009 год; 7. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 год; 8. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 год; 9. Занятия по обучению грамоте в ДОУ / Л.А. Кулешова. – Воронеж, ТЦ Учитель, 2005 год; 10. Развитие речи и творчества дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера 2003 год; 11. Придумай слово / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера 2009 год; 12. Речевые игры / В.И. Селиверстов. – М.: Владос, 1994 год; Математика 1. Новикова В,П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. — М.: Мозаика-Синтез, 2000 2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. — М.: Мозаика-Синтез, 2000 3. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2003 4. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях: Игровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 5. Михайлова З.А. Математика от 3 до 7: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / З.Л. Михайлова, Э.Н. Иоффе. — СПб.: Детство-Пресс, 2007 Конструирование 1. Давидчук А.II. Развитие у дошкольников конструктивного творчества:. Пособие для воспитателя / Л.И. Давидчук. — М.: Просвещение, 1973. 2. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий /Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 3. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада / З.В. Лиштван. — М.: Просвещение, 1981. 4. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование/Л.А. Парамонова. — М.: Карапуз, 1999. Развитие речи 1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А.Г. Арушанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. 2. Игры со звучащим словом / Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. – М., 2009 год; 3. Истоки диалога. 3-5 лет. / А.Г. Арушанова и др. – М.: Мозаика-синтез, 2005 год; 4. Истоки диалога. 5-7 лет. / А.Г. Арушанова и др. - М.: Мозаика-синтез, 2004 год; 5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи / В.В. Гер- бова. — М.: Просвещение, 1987 6. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте / Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. — М.: Школа-Пресс, 2002. — 7. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 8. Ушакова О.С.Занятия по развитию речи детей в детском саду / О. С. Ушакова и др. — М.: Совершенство, 2001. 9. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гав- риш. – М.: ТЦ Сфера, 2005 10. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М.: ВЛАДОС, 2004 11. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2008. 12. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2000 год. |