Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литера­туры»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (вос­приятии) книг через решение следующих задач:

>   формирование целостной картины мира, в том числе первич­ных ценностных представлений;

>   развитие литературной речи;

>   приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Связь с другими образовательными областями

Физическая культура

Обогащать литературными образами самостоя­тельную и организованную двигательную деятель­ность детей.

Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений

Здоровье

На примере произведений художественной лите­ратуры воспитывать у детей привычку следить за своим вненшим видом, совершенствовать навыки самообслуживания.

Воспитывать у детей умение противостоять стрес­совым ситуациям, желание быть бодрыми, здоро­выми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы.

Формировать осознанное отношение к своему здо­ровью, осознания правил безопасного поведения

Социализация

Привлечение детей к участию в совместном с вос­питателем рассказывании знакомых произведе­ний, к их полной или частичной драматизации.

Обогавщть литературными образами игровую, изо­бразительную деятельность детей, конструирование.

Развивать у детей умение сочувствовать, сопере­живать положительным героям художественных произведений.

Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной ойенке поступ­ков и характера главных героев

Безопасность

Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах.

Учить детей элементам спортивного ориентиро­вания, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города.

Учить детей простейшим способам оказания пер­вой помощи сверстникам в экстремальных ситуа­циях (солнечный удар и т.п.).

Труд

Формировать у детей представления о взаимо­помощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту.

Знакомство с трудом взрослых (профессии)

Познание

Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе.

Знакомить как с многообразием отдельных про­изведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями.

Систематизировать и углублять знания о литера­турных произведениях.

Формировать представления о характерной струк­туре, типичных персонажах и сюжетно-темати- ческих единицах литературных произведений

Коммуника­ция

Формировать эмоционально-образное восприя­тие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художе­ственной речи, словесном творчестве.

Развивать умение естественно, выразительно пере­сказывать художественные произведения.

Формировать образность речи: чуткость к образ­ному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и гово­рить красиво.

Учить отвечать на вопросы по содержанию произ­ведения, участвовать в беседе

Художествен­ное

творчество

Вырабатывать отношение к книге как к произве­дению эстетической культуры — бережное обра­щение, желание повторно прослушивать книгу.

Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности про­изведений поэтического фольклора.

Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.

Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке.

6.Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в само­стоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность

Музыка

Развитие поэтического слуха, способности вос­принимать музыкальность, поэтичность речи.

Развитие образности речи.

В играх-драматизациях формировать умение вно­сить элементы творчества в двигательные и инто­национно-речевые характеристики персонажа.

Развивать интерес к театрально-игровой деятель­ности

 

Программное обеспечение образовательной области

 

Перечень пособий и технологий

1.       Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: Программа и методические рекоменда­ции: Для занятий с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2.       Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.:Детство-Пресс, 2007.

3.       Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. / Гриценко З. – М., 1997

4.       Гурович Л., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. – СПб., 1996.

1.       Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литерату­рой: Конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гав- риш. – М.: ТЦ Сфера, 2005

2.       Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой /  Ушакова О.С. – М., 2010 год;

3.       Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой / Ушакова О.С.  – М., 2010 год.

1.       Книга для чтения в детском саду и дома 3-4 лет, 4-5 лет, 5-7 лет / В.В. Гербова. – М.: ОНИКС, 2008 год.