Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы»
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
> формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
> развитие литературной речи;
> приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Связь с другими образовательными областями
Физическая культура |
Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей. Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений |
Здоровье |
На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим вненшим видом, совершенствовать навыки самообслуживания. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения |
Социализация |
Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации. Обогавщть литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной ойенке поступков и характера главных героев |
Безопасность |
Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т.п.). |
Труд |
Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. Воспитывать заботливое отношение к животным. Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту. Знакомство с трудом взрослых (профессии) |
Познание |
Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями. Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-темати- ческих единицах литературных произведений |
Коммуникация |
Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе |
Художественное творчество |
Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры — бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке. 6.Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность |
Музыка |
Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи. Развитие образности речи. В играх-драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные и интонационно-речевые характеристики персонажа. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности |
Программное обеспечение образовательной области
Перечень пособий и технологий |
1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. 2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.:Детство-Пресс, 2007. 3. Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. / Гриценко З. – М., 1997 4. Гурович Л., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. – СПб., 1996. 1. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гав- риш. – М.: ТЦ Сфера, 2005 2. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой / Ушакова О.С. – М., 2010 год; 3. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой / Ушакова О.С. – М., 2010 год. 1. Книга для чтения в детском саду и дома 3-4 лет, 4-5 лет, 5-7 лет / В.В. Гербова. – М.: ОНИКС, 2008 год. |